Программы основного, среднего общего образования
Описание
образовательной программы основного, среднего общего образования
МБОУ СОШ с.Албазино
Образовательная программа - это нормативный документ, разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке, определяющий содержание образования и порядок (план) действий участников образовательного процесса, которые необходимо выполнить для получения образования определенного уровня.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в 2015-2016 учебном году в соответствии с государственными требованиями, с учётом типа и вида образовательного учреждения, используемых УМК, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
МБОУ СОШ с.Албазино является муниципальным образовательным учреждением, созданным для обеспечения доступности среднего образования всем детям, проживающим в населенных пунктах Албазино, Воскресеновка. Учебный процесс организован с учетом особенностей региона, а главное, самих обучающихся. Школа готова к приему любых категорий детей. На первый план выходят вопросы, касающиеся условий проживания в сельской местности, самоопределения школьников, детей с различным уровнем способностей.
Миссия образовательного учреждения: обеспечить право ребенка на самореализацию, развитие способности к самоопределению.
Главная цель программы - создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Такая среда принимает ученика с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, проявление его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире – важнейший критерий качества полученного им образования.
Процесс построения образовательного процесса подчиняется следующим принципам:
1. Личностно-ориентированное обучение - предполагает сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне«ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения - рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей среднего школьного возраста, обеспечение помощи обучающимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип культуросообразности - позволяет предоставить обучающемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) - включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности.
6. Преемственность и перспективность обучения - наличие преемственных связей методической системы обучения с начальным звеном образования.
Для обеспечения качественного образования сельского школьника существуют определенные проблемы:
1) В организации образования
-отсутствие подготовки многопрофильного учителя для малочисленной сельской школы в высших учебных заведениях области;
-недостаточное научно-методическое и материально-техническое обеспечение образования в сельской школе, учитывая ее специфику.
2) В организации учебной деятельности в классах с малой наполняемостью:
-ориентация на среднего ученика;
-преобладание фронтальной работы;
-установка на непрерывный контроль;
-жесткая связь контроля и оценки;
3) Отсутствие медико-психологического и социального сопровождения обучающихся.
4) Противоречие между потребностями сельских выпускников реализовать свои профессиональные склонности и невозможностью воплощения этих намерений.
Все эти проблемы в конечном счете вылились в наиболее существенную проблему для сельской школы: обеспечение качественного образования сельского школьника.
В условиях сельской школы обеспечение качественного образования может быть реализовано в создании более гибкой, открытой и многофункциональной педагогической системы, работающей со всем сельским социумом.
Главная роль в этой системе, конечно, отводится школе. Ее статус определяется следующими факторами:
1. Экономическими (источник кадров для сельского и лесного хозяйства).
2. Социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе специалистов).
3. Образовательными (школа является единственным образовательным учреждением на селе).
4. Культурными (объединение на базе школы культурных ресурсов села).
5. Нравственными (школа-центр сохранения, возрождения и развития культуры и традиций села).
Решение проблемы обеспечения качественного образования и определяет концепция такого образования.
Мы выбрали для себя модель «Создание условий для самостоятельной социальной успешности сельского школьника через интеграцию урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Образовательный процесс, построенный на основе концепция развития школы, должен обеспечить:
1. Мобильность выпускника сельской школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений.
2. Овладение поисковыми, проблемами, исследовательскими, продуктивными типами деятельности.
Работа ведется в тесном сотрудничестве со всем местным социумом. Такая работа предполагает активное включение обучающихся в деятельность школы, влияние на решение проблем села, что ведет к расширению социальных контактов школьников, их социализации; овладение научно-исследовательскими, поисковыми методами деятельности, а в конечном счете достижение заданного качества образования.
В 2014 – 2015 учебном году на второй и третьей ступени обучалось 34 человека. В течение года с целью контроля готовности школьников к продолжению образования были проведены следующие административные работы:
- рубежная аттестация обучающихся 5-11 классов;
- итоговые контрольные работы по русскому языку и математике.
Анализ итоговых работ позволил установить динамику обученности школьников,
вскрыть недостатки, установить причины, выработать программу их ликвидации и механизм реализации пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся.
Анализ уровня обученности обучающихся 9,11 классов свидетельствует о том, что выпускники овладели базовыми знаниями, умениями и навыками по всем учебным предметам.
Анализ уровня знаний обучающихся 5-8 классов показал достаточный уровень обученности по общеобразовательным предметам. Итоговые контрольные работы стали подтверждением этого. Справились с работами 100 % школьников, качество обучения – 60 %-80%.
Основным показателем работы педагогического коллектива является качество обученности ее выпускников, их подготовленность к продолжению образования.процент получения аттестатов об основном и среднем образовании- 100.Все выпускники школы продолжают свою образовательную подготовку в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
Заказ родителей, выявленный в ходе микроисследования в конце 2014-2015 учебного года, с целью дальнейшего развития школьного воспитания, ориентирует школу на расширение кружковых занятий по интересам, введение новых факультативных курсов, курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, пополнение старых традиций в системе воспитания и обучения – новыми, на развитие связи школы с сельскими учреждениями и организациями, работающими с детьми и молодежью. |