Анализ содержания школьного образования
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРЕПОДАВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными направлениями работы школы в 2011 – 2014 учебном году считать:
- Изучение и распространение педагогического опыта учителей школы, посвящённого формированию условий для повышения мотивации к обучению и развитию устойчивого интереса к предметам.
- Организацию работы начальных классов в свете внедрения новых ФГОС.
- Обеспечение системной информатизации образования.
- Планирование работы в области повышения качества общего образования.
- Модернизацию методической работы учителя с целью обеспечения условий для создания локальной адаптивной образовательной среды.
Средняя общеобразовательная школа – вид государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования.
В школе наряду с общеобразовательными классам функционируют профильные классы. Профильное образование имеет ряд отличий от традиционного школьного образования: более глубокое изучение ряда предметов, наличие элективных курсов, использование современных педагогических технологий, широкое применение проектных методик и др.
Во все элементы системы образования включено воспитание как процесс развития понятия «культура».
В профильных классах (10-11) углубленно на протяжении всего периода обучения, изучается биология, основы с\х, сельскохозяйственная техника.
Уровень овладения содержанием образования (100 % успеваемость, 34 %качество ЗУН). По сравнению предыдущим учебным годом качество ЗУН немного понизилось, но в целом соответствует уровню общего образования.
Сформированные взгляды позволяют выпускникам осуществлять свой жизненный путь на основе гуманистических и нравственных позиций. Вне зависимости от избранного жизненного пути выпускники школы обладают такими качествами как патриотизм, толерантность, умение и желание работать в современном обществе, легко адаптируются в различных жизненных ситуациях.
Особенности содержания образования представлены на схеме.
Содержание образования

Система образования школы успешно решает три основные задачи:
- поддержка и развитие базового образования (предметных областей учебного плана);
- реализация потребностей обучающихся в области художественно-эстетического и спортивного развития;
- развитие знаний в области краеведения и страноведения.
Следует отметить, что работа системы дополнительного образования осуществляется на основе бюджетного финансирования и предоставляет возможность всем обучающимся в полной мере реализовать соответствующие запросы.
Большой вклад в трансляцию содержания образования вносит библиотека. В день ее посещают до 30 человек, книговыдача в среднем 5-10 экз. в день. Кроме того, зав. библиотекой проводит выставки, экскурсии, учебные занятия, расширяющие кругозор учащихся (21 мероприятие за три года).
Особое внимание в школе уделяется мотивации к обучению, рефлексии относительно целей учебной деятельности. В связи с этим преподавание учебных предметов имеет ряд особенностей: использование групповых средств обучения, технологии развивающего обучения, проектный метод обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Уровень преподавания в школе достаточно высокий. Увеличивается количество педагогов, повысивших и желающих повысить свой профессиональный уровень. Система повышения квалификации педагогов школы работает эффективно- выполнение требований квалификации- 100 %
Выход на путь широкого применения современных управленческих, образовательных и информационно – коммуникационных технологий позволяет полнее использовать имеющиеся у школьников интеллектуальные и материальные ресурсы, обеспечивая номинальное качество процесса обучения. Основными средствами по достижению целей в реализации содержания образования педагогический коллектив считает формирование и развитие у обучающихся системы общих учебных умений, навыков и способов деятельности, а также формирование у них информационной культуры. Наиболее успешно в школе используются проектная технология, технология развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологиии. Это связано с тем, что они в наибольшей степени способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, инициативности, ответственности, а также обеспечивают им возможность обучения в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями и образовательными запросами.
На данный момент многие (однако, не все) учителя прошли специальную подготовку в области технологизации образования, владеют и активно применяют в практике современные педагогические и компьютерные технологии получения, обработки и представления информации. Поставлена задача всем учителям школы пройти курсы по информатизации образовательного процесса (применение ИКТ в учебной деятельности, работа с электронным журналом и дневником учащегося).
Перевод образовательного процесса на технологический уровень позволит школе обеспечить доступность качественного образования всем обучающимся вне зависимости от их социального статуса и состояния здоровья, а также организацию различных форм получения образования (надомного и семейного обучения).
Продолжается процесс интеграции содержания воспитательной работы в систему общего образования. Изменяется система самоуправления, разработана схема дежурства по школе как часть общей системы безопасности детей в образовательном учреждении. Проведено 45 общешкольных мероприятий. Все более активно включаются в воспитательную работу методические объединения, а также родители.
Основные проблемы в функционировании системы образования связаны с оформившимся педагогическим кризисом, на основе которого, в частности, произрастают противоречия между возрастающим объемом содержания образования, новыми формами аттестации учащихся (ОГЭ, ЕГЭ) и уменьшением в соответствии с нормами СанПин количества учебных часов. Другие проблемы определяются в области повышения эффективности и качества учебного занятия в аспекте соответствия учебного материала материалам ЕГЭ и ОГЭ, интеграции обучения и воспитания
Поиск разрешения этих проблем должен составить основу содержания учебной, научно-методической, воспитательной работы в следующем учебном году.
Выводы:
- содержание образования, преподавание и организация учебной деятельности в школе соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям на номинальном уровне;
- продолжается процесс интеграции воспитательной работы в систему общего образования;
- уровень овладения содержанием общего образования удовлетворительный, соответствующий государственным образовательным стандартам.

|